Единомышленники

Методическая полочка

среда, 27 марта 2013 г.

Библиотекарь XXI века - круг его профессиональных задач

Не буду писать пространный пост на эту тему, а постараюсь обозначить самое важное (с моей точки зрения). 

Казалось бы, что в обществе особо взгляд на библиотечную профессию и не изменился, но насколько преобразовались наши функции, знаем, пожалуй, только мы и еще небольшой процент наших пользователей.  Профессор  кемеровского университета культуры и искусств Стас Андреевич Сбитнев говорил, что нам всегда придется доказывать свою важность и необходимость. Под словом "нам" имеются в виду, к сожалению, библиотеки. И что видим сегодня - так оно и есть!  Поэтому вычерчиваем круг задач, которые мы должны решить, чтобы быть нужными как государству (муниципалитету), так и обществу.

1. Осознавать необходимость перемен в информационно-библиотечной деятельности, стопроцентно (или около того) соответствовать современным требованиям к предоставлению необходимой информации, соблюдая триединство: полно-достоверно-точно в срок.  

2. Четко знать или точно предполагать, что может потребоваться современному читателю/пользователю на данный момент или в ближайшее время. А для этого вести мониторинг читательских/пользовательских предпочтений. 

3. Отслеживать рабочую ситуацию в каждой конкретной библиотеке, ЦБС: в том ли направлении движется, что превалирует - прогресс или застой, а настолько ли она нужна именно в этом месте. Думаю, каждый руководитель будет отстаивать каждую свою структурную единицу, осознавая при этом, что некоторые (учреждения) стали действительно балластом...

4. Осваивать все новейшие компьютерные программы, интернет-технологии для эффективного их использования в работе с пользователями, а также для  незамедлительного самообразования и взаимообучения. Иначе действительно станем профнепригодными...

5. Тонко чувствовать изменения в государственной и муниципальное политике, касающиеся нашей сферы деятельности, где-то даже предвосхищать их. Как говориться, держать нос пО ветру!

А каково Ваше мнение?







понедельник, 25 марта 2013 г.

Школьник и Интернет - безопасность взаимодействия


Несложные правила для педагога
1. Компьютер должен быть установлен  в общедоступном месте, чтобы школьник не мог долго находится наедине с компьютером, а преподаватель мог видеть, какие ресурсы он просматривает.
2. Установка антивирусного программного обеспечения, программ фильтрации и блокировки позволит обезопасить школьника от опасных информационных потоков.  Объяснить школьникам принципы работы этих программ, сохраняя в секрете логины и пароли.
3. Проведение мероприятий по медиа-безопасности, объясняющих правила работы в Интернете, - дополнительный метод обезопасить детей.
4. Обращать внимание на появление симптомов интернет-зависимости, ограничивать время пребывания в сети.
         Несложные правила для школьника
1. Никогда не выдавайте (без разрешения родителей) личную информацию: домашний адрес, номер телефона, рабочий адрес или номер телефона родителей, номера  карточек или название и расположение своей школы.
2. Не соглашайтесь лично встретиться с человеком, с которым познакомились через Интернет (без ведома родителей).
3. С осторожность размещайте свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через интернет.
4. Никогда и никому, кроме своих родителей, не выдавайте свои пароли к тому или иному сайту, сервису...
4. Соблюдайте сетевой этикет, не делайте вещей, которые могут обидеть или разозлить другого человека.
5. Пользуйтесь лишь проверенными сайтами.
6. Избегайте сайтов, которые предлагают услуги, требующие платы.

Безопасность в сети - ситуационный подход



Какую угрозу или дискомфорт подобное действие может принести? *
Библиотекарь Рази Ибрагимова, работающая с 4-ми классами, размышляя о виртуальной поддержке уроков по естествознанию, решает подключить учащихся к своему блогу библиотекаря. Для этой цели она предлагает ученикам завести себе адреса электронной почты и затем сообщить их через публичные комментарии к ее первому сообщению на этой вики-страничке.
Дискомфорт - спам, который может посыпаться на указанные адреса.

Чья безопасность при этом нарушается? *
Библиотекарь Эсмер Асламова, ведущая страничку библиотечного блога для учащихся начальных классов, поместила на вики-страничке фотогалерею снимков о новогоднем утреннике, проведённом в библиотеке. При этом многие фотографии были сделаны крупным планом
Нарушена безопасность детей, изображенных на снимках.

Что следует знать и как следует поступать этому библиотекарю, чтобы при публикации сообщений на вики-страничке ни она сама, ни посетители библиотеки из числа учащихся не нарушали авторских прав других пользователей Интернета? *
Библиотекарь Лейла Бабаева нашла интересную информацию о редких растениях в Интернете и скопировала небольшой отрывок статьи и изображения этих растений прямо в сообщение своей вики-странички. При этом она не указала название статьи и сайт, откуда она взяла эту информацию
Необходимо указать адрес сайта и автора позаимствованной статьи!
Интернет - хорошая вещь, но лишь до тех пор, пока не повернется к нам другой своей стороной (практически, темная сторона инета). А что таковая имеется - сомневаться не приходится. Расскажу о своих "осторожностях" в работе в сети. 
  • Кручу-верчу, ролик скачать хочу. Незнамо как (полагая, что плачу за дополнительные гигабайты для скачивания) - подписываюсь на услугу Мегафона - ну честно, даже не понимая, как это могло произойти. Затем замечаю, что деньги с моего телефона улетают вмиг. И спасибо все-таки упоминаемому оператору, что он напоминает мне о  "подписке", и что стоит она 20 руб. в сутки, а ведь "пользовалась" я этой услугой ни много ни мало - месяца три, так что подсчитать убытки не составляет труда. Выход - позвонила оператору, отменила подписку. Мораль: не зная броду не суйся в воду.
  • Затевая в нашем корпоративном блоге сетевой конкурс "Меткое слово - идея готова", понимала, что понадобятся почтовые адреса и некоторые другие реквизиты конкурсантов, поэтому попросила их выслать мне на личную электронку, после чего добросовестно их удалила, почистив корзину. Зная возможности хакеров повозиться в наших компьютерах, приходится остерегаться, тем более, если это касается других людей. Мораль: Заботиться о других людях - значит заботиться о самих себе" (Ричард Бах).
  • Взяла себе в привычку записывать все свои логины и пароли в свой электронный  блокнот. Но после того, как своими глазами увидела, как можно взломать мой IP и пошариться у него в "мозгах" - завела себе традиционный блокнотик) Мораль: все новое - это хорошо забытое старое.
  • Участвуя в сетевом (смешном) конкурсе в качестве хохмы выставила на Ютубе ролик, где мой сын скачет по квартире с горшком на голове. Но потом подумала, что даже на запрет скачивания есть "разрешение" записи с экрана, и мало ли в каких целях это видео можно использовать (а ребенок-то маленький) - удалила его, надеюсь, безвозвратно. Мораль: прежде чем что-то сделать - хорошенько подумай!
Это далеко не все, с чем приходилось сталкиваться, но надеюсь и эти примеры пригодятся для тех, кто еще не асс в Интернет-деле)

среда, 13 марта 2013 г.

Блоги, сайты, вики-страницы, социальные сети: общее и особенное


Выявить общее и особенное среди таких интернет-площадок, как: социальные сети, блоги, сайты, вики-страницы довольно-таки сложно, особенно непрофессиональному пользователю. Поэтому, причисляя себя к таковому, позволю немного поразмышлять на эту тему, предлагая лишь основные выводы.
Пожалуй, самое основное, что их объединяет – это представительство в Сети, как индивидуальное, так и корпоративное.
С помощью перечисленных сервисов возможно:
-       обмениваться информацией (фото, видео и т.д.)
-       заявлять о себе, о своей деятельности, продуктах, бизнесе неограниченному количеству пользователей сети;
-       создавать публичный или полупубличный профиль о себе (например, профиль может содержать дату рождения, школу, вуз, хобби и другое);
-       активно общаться, в большинстве вариантов – в чате;
-       проводить опросы на интересующие темы;
-      
А теперь хотелось бы затронуть то особенное, в чем отличны перечисленные площадки.
Пожалуй, только в социальных сетях (в сравнении с рассматриваемыми нами веб-площадками) подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети - это не виртуальные друзья по интересам, а реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники. Здесь же происходит просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей своих друзей).
Только в блогах предусмотрена строгая хронологичность записей (если ее не перенастроить специальными способами).
Вики-страницы позволяют совместное создание контента, групповое сетевое обучение.
Понимаю, что многое упустила, но это то, что в моей голове «лежит на поверхности»)))

Облако- золотая полка