Единомышленники

Методическая полочка

воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Традиционные формы и новые сервисы для проведения библиотечных исследований


Традиционные методы исследования нам знакомы еще со студенчества. 
Это:
анализ читательских формуляров (отдельных читателей или определенной группы) дает возможность выяснить, что брали читатели в данной библиотеке за определенное время, хотя без дополнительного выяснения еще нет оснований считать, что все это прочитано и тем более усвоено; 
наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие объектов библиотечной действительности с последующей систематизацией собранных материалов для получения достоверных знаний о них. Данный метод отвечает на вопрос "что происходит?"; 
анкетирование - заочный опрос, при котором всем респондентам в идентичной печатной форме предлагается система вопросов с возможными вариантами (или без них) ответов;
интервьюирование, опрос - беседа "лицом к лицу", построенная на социально-психологическом взаимодействии двух людей: дающего информацию и получающего ее;
эксперимент - метод, дающий возможность библиотекарю активно, планомерно воздействовать на объект.

Из собственного опыта могу сказать, что чаще всего в нашей практике применяются все-таки методы анкетирования и устного опроса (интервьюирование), остальные - в аутсайдерах.  Чем это вызвано? Ведь все методики по-своему хороши и позволяют многоаспектно изучить своего пользователя/читателя.

Если говорить о новых сервисах для проведения исследований, то, честно говоря, узнала о них не так давно, а о некоторых - только обучаясь на курсе "Возможности библиотечных сетевых сообществ 2013". Поэтому рассуждать о них как совершенный знаток не могу. 
Первое, с чем столкнулась - это возможность проводить опросы на блоге, сайте, фейсбуке. По идее - хорошо, но есть ряд недостатков.

Впервые создала анкету при помощи  Google формы. Понравилось то, что здесь есть возможность указывать обязательность ответа на поставленный вопрос, формат ответов, анализ полученных результатов.

Сервис SmallPolls замечателен для проведения не отягощенных опросов - ответь мне на поставленный вопрос, я тебе на это спасибо скажу))).
Подобный ему сервис PollService.ru. Здесь нет обязательной регистрации, все, что требуется - это ввести вопрос и варианты ответа в специальную форму редактирования опросаПосле нажатия на кнопку "Готово" опрос будет создан и опубликован в интернете по постоянной ссылке.
Для привлечения респондентов можно публиковать созданные опросы в интернете - на форумах, в блогах, социальных сетях; отправлять друзьям и знакомым по email. Владельцы сайтов, блогов могут размещать опросы на страницах своих сайтов с помощью виджета.

Во время обучения, освоения новых сервисов постигаешь, насколько богат их выбор, и пока освоишь один, появится множество других, более совершенных. Вот так и понимаешь, что совершенству нет предела.))) 





2 комментария:

  1. Елена! Ты молодец и большая умница. Когда только успеваешь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ленок, спасибо! А как успеваю - даже не знаю, стараюсь за всем поспеть)))

      Удалить

Облако- золотая полка